Влада Камская

Стоит ли винить "Большую Медведицу"?..

Должна сказать, было довольно сложно сформулировать свои соображения об одном из любимейших фильмов – «Безымянная звезда" режиссера Михаила Козакова, созданного по одноименной пьесе румынского писателя Михаила (Михая) Себастьяна. Была даже мысль совсем отказаться от этой затеи, поскольку расписывать подробно символику этого фильма, на мой взгляд - непосильная задача. Поэтому все, что я собираюсь сказать в этой небольшой статье прошу считать моим личным, весьма субъективным мнением.

«Безымянная звезда» – удивительное творение, включающее в себя немалое число перекрещивающихся друг с другом тем, обостряющее актуальные жизненные вопросы, заставляющее глубоко задуматься. При этом, довольно сложные темы поданы в фильме крайне нестандартно - в форме притчи, в жанре трагикомедии.

Одной из важнейших фраз в фильме (пожалуй, самой важной), является фраза учителя-астронома из провинциального румынского городка, Марина Мирою: «Ни одна звезда не отклоняется от своего пути». В ней заложен главный из многих смыслов чудесного кинопроизведения, так сказать – его основной символ. Но он здесь не единственный. Если вспомнить сюжет, то можно кратко определить основные символы в картине:

       Звезда, которую вычислил на небе молодой ученый-астроном (учитель Мирою). Она же – Мона, главная героиня фильма.

     Созвездие Большой Медведицы. Оно же – маленький румынский городок, замкнутое сообщество жителей, для которых любая нестандартность (внешности, поведения, привычек, увлечений) является пугающей, несущей опасность для стабильности привычного существования.

       Дизель электропоезд «Бухарест – Синая». Он же – жизнь «высшего света», столиц, некого «творческого социума», недоступного для жителей городка, и потому притягательного.

      Григ, мадемуазель Куку – олицетворение приземленного, прагматичного социума, или - реальности.

     Учитель Мирою, композитор Удря символизируют все, что связано с творчеством, не стандартностью, стремлением к высоким идеалам, и т.д. и т.п.

      Основная мысль фильма («Ни одна звезда не отклоняется от своего пути») выражена также в характере персонажа мадемуазель Куку. Когда Мона (ближе к концу фильма) сообщает ей о том, что хочет остаться в этом городе с учителем Мирою, она отвечает, что солнце здесь редкий гость, что часто идет дождь, нет водопровода, и не асфальтированные тротуары размывает грязью, что учитель Мирою на самом деле «счастлив со своими книгами»…

      Конечно, можно заподозрить мадемуазель Куку в обыкновенной женской ревности (ведь по сюжету фильма героиня тайно влюблена в учителя Мирою), однако, характер актерской игры Светланы Крючковой в этом эпизоде, очевидно, говорит об обратном: слова, сказанные мадемуазель Куку, звучат искренне, горько и чрезвычайно убедительно. Она говорит то, что действительно чувствует и понимает.

      Таким образом, получается, что появление Моны не осчастливит этот город, напротив -  атмосфера городка поглотит Мону, заставит ее подчиниться его условностям и законам, и даже любимый человек никогда не станет для нее таким, каким она его видит сейчас - он вновь «уйдет в науку», в книги, поскольку лишь они занимают его мысли и существо сейчас и всю его жизнь.

      Казалось бы, в фильме «лежит на поверхности» контраст двух противоположных миров (светского, столичного, богатого, изнеженного и т.д. и мира бедного городка, в котором нет асфальта, воды и света), и людей, настолько далеких друг от друга, что сама их встреча должна бы быть невозможной: «Ее (звезду, открытую учителем Мирою) можно будет увидеть, если она отклонится от своего пути». И Мона, действительно, воплощает образ той самой звезды, которая «гипотетически» отклонилась от своего пути и стала видна другим (тому же учителю Мирою)… Но, если взглянуть глубже, речь идет о конфликте общества обывателей (мадемуазель Куку, Григ) и творческой личности (Мирою, Мона, композитор Удря) вообще.

      Воспитывая своих учениц «младших, и особенно старших классов» (запрещая им появляться на вокзале в часы, когда проходит дизель электропоезд), мадемуазель Куку, как один из центральных персонажей фильма, декларирует бессмысленность и опасность желания «выйти за рамки», обрести свободу, реализовать устремления. Делает она это именно потому, что как умный и исключительно реально смотрящий на жизнь человек, она также, как учитель Мирою понимает: «ни одна звезда не отклоняется от своего пути», и свобода - всего лишь иллюзия. В этом парадоксальная схожесть взглядов продвинутого ученого, стремящегося к духовным идеалам, высоким ценностям, можно сказать слегка «не от мира сего» для той же мадемуазель Куку, Грига, и в начале фильма – самой Моны, с взглядами, казалось бы, ограниченной, и во всех смыслах приземленной школьной учительницы.

      Любовь, вспыхнувшая между главными героями, наверное, самый сложный вопрос в этом фильме. Любовь ли это? Я думаю, скорей острая влюбленность людей, жизнь которых внутренне наполнена тем, что было желанно для каждого из них. Иначе говоря, они влюблены не в друг друга, а в образы, знания и возможности, которыми обладает каждый, и которые каждому из них в отдельности в их привычном жизненном укладе, недоступно.

     К примеру, «возвышенный» Марин, привыкший видеть вокруг себя женщин, вроде мадемуазель Куку, впервые встречает утонченную, элегантную красавицу, умеющую выражать себя свободно, не зажатую условностями и рамками общества, в котором он живет. К тому же, Мона стала первой, кто всерьез заинтересовался тем, что очень важно для него, что наполняет все его существо – открытием безымянной звезды. Если вспомнить фильм, по словам той же Куку, - все жители города с подозрением и непониманием относятся к учителю Мирою, и его увлечению книгами, цене, которую он готов заплатить за покупку одной из них, и также - к его образу жизни: замкнутому, одинокому.

      Он влюбляется в Мону по той же причине, по которой всю жизнь стремится к далекой, не видной с Земли, звезде. В его представлении она прекрасна, удивительна, далека, недоступна для него «ни с одного телескопа», также, как Мона. Если следовать символике фильма, Мона как бы и является земным воплощением Звезды, которую открыл учитель Мирою. То есть, Марин любит не Мону, а все ту же, открытую им Звезду в ее образе. Вспомним, как он относится к Моне – он восхищен, он боготворит ее, совершает сумасшедшие поступки. Его «чувство» не имеет ничего общего с реальным чувством любви к этой женщине. Потому что реальную Мону он не знает, и не смог бы полюбить, ведь реальная Мона – совсем другая. Он любит в ней то, что сию минуту очень хочет видеть, к чему стремился всю жизнь, и к тому, что для него совершенно недоступно.

      Мона же, живущая в весьма поверхностном светском мире, никогда не испытывала настоящих чувств. Она влюбляется в Марина Мирою «в благодарность» за то, что он открыл для нее саму возможность их испытать. Этот эмоциональный порыв, возникший «в благодарность» рождает иллюзию – рыцаря-мужчину, готового любить, заботиться о своей даме, посвящать ей открытые звезды, и т.д. и т.п. Ей кажется, что она любит учителя Мирою, но такой ли он на самом деле, каким она его «любит»? Конечно, не такой. Он любит науку о звездах. Он любит сами звезды...

      Когда первая острота чувств утихнет, учитель вновь с головой уйдет в науку, и начнет стремиться к следующей звезде. Мона, тем временем, останется приятным дополнением, не более, и этого положения не выдержит. Почему? Потому что ни за что не сможет стать «вторым номером» в их альянсе, если бы он случился: слишком независима, слишком свободна для такой роли, и для условностей общества маленького городка. Она именно ЗВЕЗДА. Ей банально станет скучно сидеть и ждать, когда на нее вновь обратят внимание – ведь, став женой учителя Мирою, она перестанет быть звездой. Она станет кем-то реальным, обычным, соответствующим жизни провинциального города.

       Она потому и уходит, что не любит учителя Мирою на самом деле. Она лишь ОЧЕНЬ ХОТЕЛА его любить, ОЧЕНЬ ХОТЕЛА испытывать те чувства, которые он в ней всколыхнул, хотела хоть немного пожить иной жизнью. Как итог - ни его, ни ее чувства не настоящие. Конечно, определенным толчком к расставанию главных героев стал приезд любовника Моны – Грига. Он всего лишь озвучивает то, что Мона знает и сама, что они оба с Марином знают.

      Завершая, мне осталось лишь сказать несколько слов о счастье, как об одном из вопросов, поставленных в фильме. Вспомним, Мона говорит Григу: «Я сделала потрясающее открытие! Мы несчастны, Григ!», «Любишь ли ты меня?» и т.д. Счастлива ли Мона с Григом? Нет. Была она счастливее с Марином? Да, но… очень короткое время. В этом, наверное, и был смысл ее встречи с Марином – возможность пережить настоящие чувства. Но, стоит ли сказать за это спасибо Марину, или самой Моне  - за то, что Марин, наконец, смог «увидеть» свою Звезду? Очень большой вопрос.

      Почему? Думаю, потому что, познавшая настоящие чувства Мона и «увидевший Звезду» Марин, при расставании получают душевную травму. Если в привычной для себя жизни они, не задаваясь вопросами о любви и счастье в своем неведении были по-своему счастливы, то сейчас, после пережитого, вернуться в первоначальное состояние не смогут. То, что они пережили за короткий промежуток времени, им уже никогда не забыть. Возможно, им лучше было бы никогда не узнавать того, что они узнали друг с другом: «знания преумножают печали».

      Один из смыслов этого фильма, на мой субъективный взгляд, можно выразить известной пушкинской фразой: «Привычка свыше нам дана – замена счастию она». Слова Грига об измене Моны говорят сами за себя:

МОНА: Ещё один вопрос, Григ... Ты не ревнуешь меня?
ГРИГ: Ревновать? А с какой стати?
МОНА: Но, в конце концов... Этой ночью... я...
ГРИГ: Мона, Мона. Знаешь, не обижайся, но. Никакой ревности. Нет, сейчас уже не ревную. У меня такое чувство, что всё, что с тобой произошло, произошло не здесь, а где-то, где-то далёко. Может быть, на Луне.
МОНА: На Большой Медведице, Григ.
ГРИГ: Пусть так, на Большой Медведице. Так не может же нормальный человек ревновать свою возлюбленную, изменившую ему где-то на Большой Медведице?
МОНА: Ты философ, Григ...

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

 

+7

9 комментариев

Офлайн
Да, в этом и есть "великая сила исскуства", что словно о тебе! Фильм прекрасен без сомнения, и безусловная предопределенность человеческой траектории, конечно, грустна в своей очевидности. Но должно быть путь звезд потому и рассчитан, что сойди они с орбиты, катастрофы не миновать. Спасибо за чудесную статью- исследование.
Офлайн
Цитата: Алексей
Да, в этом и есть "великая сила искусства", что словно о тебе! Фильм прекрасен без сомнения, и безусловная предопределенность человеческой траектории, конечно, грустна в своей очевидности. Но должно быть путь звезд потому и рассчитан, что сойди они с орбиты, катастрофы не миновать. Спасибо за чудесную статью- исследование.

После твоих слов сразу вспомнился старый фильм, собранный из миниатюр Аркадия Райкина - "Волшебная сила искусства"...)) Насчет пути звезд - ты совершенно прав. Что-то должно быть в этом мире постоянным - незыблемым, иначе хаос распространится повсюду.
Офлайн
Хороший разбор, спасибо. Только всё-таки есть такая штука как любовь. Любовь меняет людей и мы с вами никогда не узнаем как бы она изменила этих двоих, если бы она между ними состоялась. А тут ты права, не было тут всё-таки никакой любви. Сказка о мимолетной влюбленности.
Офлайн
Цитата: Константин Ovruchev
Хороший разбор, спасибо. Только всё-таки есть такая штука как любовь. Любовь меняет людей и мы с вами никогда не узнаем как бы она изменила этих двоих, если бы она между ними состоялась.

Конечно, любовь есть. Что касается главных героев... "Если бы, да кабы..." - способны ли они любить вообще? Вот вопрос. ИМХО, скорее нет, чем да. Это, кстати, интересная тема. Можно как-нибудь и обсудить.
Офлайн
Helga 27 ноября 2017 00:58
+3
А была ли влюбленность между героями этого прекрасного фильма? Мне кажется, что это была скорее иллюзия, сон наяву. Они встретились, чтобы расстаться, это было предопределено заранее. Фильм смотрится с самого начала именно так, с ощущением неминуемого расставания, потому что...Да потому что слишком много несовпадений между героями, слишком они разные, ни он, ни она не готовы изменить своим привычкам ради другого.
Пройдет время, и эти двое окунутся с головой в привычную жизнь, вспоминая о произошедшем, как о приятном сне и не более.
Ира, спасибо большое за такой анализ, а также за то, что напомнила об этом замечательном фильме.

Цитата: Влада Камская
Цитата: Константин Ovruchev
Хороший разбор, спасибо. Только всё-таки есть такая штука как любовь. Любовь меняет людей и мы с вами никогда не узнаем как бы она изменила этих двоих, если бы она между ними состоялась.

Конечно, любовь есть. Что касается главных героев... "Если бы, да кабы..." - способны ли они любить вообще? Вот вопрос. ИМХО, скорее нет, чем да. Это, кстати, интересная тема. Можно как-нибудь и обсудить.

Да, интересная тема про способность любить.
Я когда писала про ЛюдовикаXIII, задавалась этим вопросом неоднократно, но ответ для себя так и не нашла, по крайней мере убедительный ответ.
Офлайн
Цитата: Влада Камская
способны ли они любить вообще? Вот вопрос. ИМХО, скорее нет, чем да. Это, кстати, интересная тема. Можно как-нибудь и обсудить.

Вряд ли я тут смогу сказать что-то определённое. Мне кажется, если человек любит, то он не поймёт тех кто не способен любить. Я вообще не понимаю как это.
Офлайн
Цитата: Helga
Они встретились, чтобы расстаться, это было предопределено заранее. Пройдет время, и эти двое окунутся с головой в привычную жизнь, вспоминая о произошедшем, как о приятном сне и не более.
Ира, спасибо большое за такой анализ, а также за то, что напомнила об этом замечательном фильме.

Оля, всегда пожалуйста!)) Я согласна с тобой. Вот смотри - при всем обилии эмоций, страданий главных героев в момент приезда Грига, не остается ощущения чего-то трагичного. Разыгрывается некая драма, и мы сопереживаем обоим. Но, помнишь кадр, когда Мона, уже после "разборок" идет среди деревьев к автомобилю Грига, все решившая, "спустившаяся с небес", такая реальная, настоящая. Контраст сущностей двух героев в этот момент особенно обостренно виден. Но самое интересное, это музыка, под которую она идет - очень светлая, романтичная. Словно авторы фильма хотели сказать, что для нее такой исход самый правильный, самый естественный и настоящий, несмотря ни на что.

Цитата: Константин Ovruchev
Вряд ли я тут смогу сказать что-то определённое. Мне кажется, если человек любит, то он не поймёт тех кто не способен любить. Я вообще не понимаю как это.

Раньше мне тоже это было непонятно. Казалось странным отсутствие такой способности. А сейчас, ты знаешь, этих биороботов вижу все больше и больше. И, мне кажется, я начинаю их понимать. Что пугает, честно говоря.
Офлайн
Helga 28 ноября 2017 19:36
+1
Цитата: Влада Камская

Оля, всегда пожалуйста!)) Я согласна с тобой. Вот смотри - при всем обилии эмоций, страданий главных героев в момент приезда Грига, не остается ощущения чего-то трагичного. Разыгрывается некая драма, и мы сопереживаем обоим. Но, помнишь кадр, когда Мона, уже после "разборок" идет среди деревьев к автомобилю Грига, все решившая, "спустившаяся с небес", такая реальная, настоящая. Контраст сущностей двух героев в этот момент особенно обостренно виден. Но самое интересное, это музыка, под которую она идет - очень светлая, романтичная. Словно авторы фильма хотели сказать, что для нее такой исход самый правильный, самый естественный и настоящий, несмотря ни на что

Да, приезд Грига все ставит на свои места. Удивительно, но когда я смотрела фильм, мне меньше всего хотелось, чтобы Мона осталась в этом городке, это казалось каким-то неправильным. Поэтому финал для меня не стал разочарованием, скорее наоборот, я испытала облегчение, что все закончилось именно так.
Кстати....подумалось тут...а те, кто не способен любить других, вообще способен на чувства? Себя такой человек любит, или такая функция, как любовь, отсутствует напрочь?
Офлайн
Цитата: Helga
Кстати....подумалось тут...а те, кто не способен любить других, вообще способен на чувства? Себя такой человек любит, или такая функция, как любовь, отсутствует напрочь?

Ну, совсем уж ничего не чувствующих людей, наверное, мало. Мне кажется, это серьезное нарушение психики должно быть. Самый распространенный вариант всегда был, как мне кажется, - любовь к себе, или страсть к какому-нибудь делу.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Яндекс.Метрика