Константин Овручев

Спектакль "День опричника" (Ленком)

Спектакль «День опричника» поставленный Марком Захаровым в театре Ленком, безусловно большое событие в театральном мире. Своеобразная антиутопия по романам Владимира Сорокина «Теллурия» и «День опричника». Однако, чтобы его смотреть нужно быть знакомым хотя бы с одним из произведений, иначе после его просмотра можно выйти с брезгливо поджатыми губами и величественно сказать, что спектакль неоднозначный и там много мата. На самом деле мата там не много, просто язык на котором разговаривают персонажи это язык сквернословия. Я имею ввиду, что собственно мата там мало, но сквернословия хоть отбавляй, если не сказать, оно там сплошное.


Действие романа Сорокина происходит в 2027 году, а действие спектакля – на сто лет позже этого. Я шёл на спектакль, ожидая увидеть очень едкую сатиру на действующую власть и… не увидел этого, что меня сильно удивило потому что в памяти живу ещё воспоминания о довольно едком "Борисе Годунове". Авторы спектакля подчёркивают, что действие событий спектакля происходит как бы на сто лет позже, нежели в романе. С одной стороны, это оправдано, потому что спектакль разнится с событиями книг, а с другой стороны, думаю, перенос на 100 лет позже это такая подстраховка, чтобы ни у кого не возникло сомнений в гражданской лояльности администрации театра. Их можно понять, долго ли лишить сейчас театра (давненько не было спектаклей в «Сатириконе»), да и московские власти немало делают для театров, чтобы так уж неблагодарно их пародировать… Но это, пожалуй, единственное, НО, которое я хотел отметить, потому что во всём остальном Ленком на высоте.

В ролях: Леонид Броневой, Виктор Раков, Александра Захарова, Татьяна Кравченко, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Александр Сирин, Иван Агапов, Владимир Юматов, Антон Шагин, Екатерина Мигицко, Анастасия Марчук, Дмитрий Гизбрехт, а также много актёров второго-третьего плана, которые смотрятся ничуть не хуже актёров ведущих ролей. Это настоящий спектакль, звучащий как оркестр – здесь слышны все голоса и не один не фальшивит.

Оба действия открываются монологами Ивана Агапова. Наряженный высшим иерархом церкви, с большими золотыми часами на запястьях герой Агапова выглядит настоящим. Страшно, глупо и смешно звучит словесная окрошка, произносимая им с интонациями, напоминающими патриарха.
Опричник Комяга, которого исполняет Виктор Раков — по книге - это палач, уверовавший в свое правое дело, убивающий и насилующий с чувством государственного долга, в спектакле предстаёт мятущимся интеллигентом на службе у власти. Он спасает от «круговухи» вдову олигарха Куницыну и возвращает ей отнятого ребенка. В нём видна усталость: убийство и насилие для него трудная работа, не вызывающая дрожания азарта, как у коллег.
Александра Захарова, вдова Куницына, влюбляющаяся в Комягу, пощадившего ее при расправе. Она возвращает ему отобранные государевой службой чувства и дает силы и смелость выйти из окружающей тьмы.
Государь Платон Николаевич в исполнении Дмитрия Певцова - это персонаж гротескный, смесь Ивана Грозного и Адольфа Гитлера. Впрочем, в спектакле много гротеска. Настолько много, что порой сами актёры не могут сдержать ехидные улыбки.
Глава опричного приказа, Батя — Сергей Степанченко. Он играет опытного, тертого мужика, который за простоватыми манерами прячет хищный оскал и жестокость.
Роль Леонида Броневого — маленький эпизод. Старейшего артиста театра вывозят на кресле-коляске, он — князь Собакин, охраняющий сиротское заведение Аверьяна, за стены которого и опричники не могут прорваться. Собакин символ дряхлой власти, потрясающей былым величием.

Критики сходятся на том, что Марк Захаров переписал Сорокина, убрав провокационные сцены и, избрав главным оружием против драконов - смех. Пожалуй, да, я соглашусь с этим, ведь это театральная постановка, а не фильм. И ещё, «День опричника» один из немногих спектаклей, которые хочется пересмотреть, посмаковать, а также перечитать повести Сорокина, чтобы понять, что же осталось за кулисами, и погрузиться в гипотетическое будущее, в надежде, что оно никогда не наступит.
+6

5 комментариев

Офлайн
Хотя этот спектакль и не оправдал моих ожиданий своими сточенными зубами и невелированием жесткой сорокинской сатиры, но все же он драйвовый. По-ленкомовски динамичный, яркий с великолепной игрой актеров. Певцов очень хорош!!! Степанченко - стопроцентное попадание в образ. Кравченко в любой роли - клоунесса, но здесь это не раздражает. Раков и Захарова...ну, ничего... хотя Комягу я представлял вовсе не таким. Так что сходите. Не пожалеете. Только покупайте билеты не дальше четвертого ряда.
Офлайн
Было бы интересно посмотреть на Певцова в театре, поскольку ни одна его кино-роль меня не тронула, и не запомнилась. Удивительно не харизматичный человек при довольно яркой внешности - по крайней мере так он для меня выглядит в кино. Но бывает, что в кино актер не раскрывается, но раскрывается в театре. Возможно, это как раз тот самый случай?
Офлайн
Цитата: Влада Камская
Было бы интересно посмотреть на Певцова в театре, поскольку ни одна его кино-роль меня не тронула, и не запомнилась. Удивительно не харизматичный человек при довольно яркой внешности - по крайней мере так он для меня выглядит в кино.

Интересно, что я это мнение уже слышал от Алексея. Но так было до того момента пока он не увидел его в Аквитанской львице. Теперь мы хотим достать билеты на "Женитьбу Фигаро", где Певцов в главной роли. :) Нет, он очень талантливый актёр. Ты права, его надо видеть на сцене. Насчёт кино-ролей сказать ничего не могу, я помню только когда в девяностых он снимался в наших боевиках, ну, это фильмы своего времени, там он был хорош.
Офлайн
Это правда. Я считал, что Певцов абсолютный бездарь. Роли в тупых постсоветских боевиках эксплуатировали его молодое спортивно-волосатое тело. Но...когда я увидел его в театре, что то перешелкнуло. Он очень хорош. Забавно, что оба раза он играл монархов))))) Но он и правда властвует на сцене.
Офлайн
Цитата: Алексей
Это правда. Я считал, что Певцов абсолютный бездарь. Но...когда я увидел его в театре, что то перешелкнуло. Он очень хорош. Забавно, что оба раза он играл монархов))))) Но он и правда властвует на сцене.

Заинтриговал окончательно.)) Буду теперь мониторить театральные афиши.)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Яндекс.Метрика